
Сценарии жизни. Рассказ в 6 частях.
Сценарии жизни с соавторами.

«В жизни каждого есть элементы разных сценариев жизни, но проявляются они в разной степени. Вместе с тем у каждого есть шанс преодолеть родительские запреты и предписания, и изменить свое решение, которое когда-то ограничило его способность любить, способность полностью переживать ощущения своего тела и способность эффективно взаимодействовать с миром, то есть освободиться от власти вредоносного сценария.»
К. Штайнер «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»
Часть 1 Сценарии. Послание родителей
О чем это я❓
Только появившись на свет, маленький человек, начинает писать «сценарии своей жизни».
И сценарий этот будет написан по всем законам жанра: завязка-кульминация-развязка. Ребенок, как автор сценария, определяет свою роль, выбирает героев и злодеев, «придумывает» как он проживет свой сценарий и выбирает финал.
⠀
Вы не поверите, что Сценарий полностью написан ребенком к 7 годам.
И он сам принял все решения. Он сам!
⠀
Но у него были «соавторы«.
Соавторы — это родители и другие значимые взрослые!
⠀
Эти соавторы, с самого рождения ребенка, передают ему «Послания»: запреты, приказания, предписания, разрешения. А ребенок САМ, в ответ на эти послания, принимает Решения.
Важно, это СОБСТВЕННЫЕ решения Ребенка.
И не надо перекладывать ответственность за эти решения на своих родителей.
⠀
И в принятии на себя Ответственности за принятые решения есть очень большой ПЛЮС!
Часть 2 Сценарии. Невербальное послание

«Сценарное решение – это изменение ребенком своих ожиданий в соответствии с реальностью.»
К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»
Расскажу на конкретных примерах, как работают Родительские Послания.
⠀
✅ Невербальные послания
Пока ребенок совсем маленький и не владеет речью, он ориентирован на невербальные родительские сообщения: мимику, интонацию, прикосновения. Ребенок отслеживает эти невербальные сигналы родителей, интерпретирует их и делает свои первые выводы о себе, о других людях, о мире в целом. И на основе этих выводов принимает свои первые решения — сценарные решения своей жизни.
⠀
📍Пример:
Сказать о своих потребностях младенец не может. Единственная для него возможность дать понять о своих надобностях – это беспокойство, и при необходимости – плач.
Первый год жизни ребенка – это устанавливающий период для возникновения чувства доверия к жизни, к родителям, к самому себе.
Когда уход за ребенком чуткий и внимательный, доведение его до стресса не допускается, он узнает, что мир является заслуживающим доверия местом, и что он сам – это явный позитив в этом мире.
⠀
✔️Ребенок плачет.
Мама, исключительно из благих намерений — выработать в ребенке самостоятельность (например, самостоятельное засыпание) — не реагирует детский плач.
А на самом деле мама игнорирует его потребность в безопасности!
👉Невербальное ПОСЛАНИЕ, которое таким образом получает младенец от мамы: «Ты не заслуживаешь внимания! Помощи не жди!»
👉Решение, которое принимает ребенок: «Мир опасен! Помощи ждать не откуда! Я никому не нужен!»
👉Сценарии жизни:
- кричать очень громко, что бы тебя услышали
- не доверять миру
- повышенная тревожность
- неуверенность в себе
- жалость к себе
- запрет на выражение негативных эмоций
- аутоагрессия — саморазрушительное поведение
- не просить помощи
- проблемы со здоровьем — дыхательная система -Астма
👉Как проявляется во взрослой жизни:
-трудности с установлением контакта, доверительных отношений, проявлением искренности, самораскрытием, дружбой, одиночество.
Часть 3 Сценарии. Вербальные послания

«Сценарий возникает в результате решения, принятого под давлением обстоятельств задолго до того возраста, в котором возможно принятие обдуманного решения.»
К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»
⠀
Итак, примеры вербальных посланий наших родителей.
⠀
Самое распространенное в моей практике Родительское послание звучит так:
«НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ»

Варианты:
- Ты ведь старший и должен вести себя подобающим образом
- Ты старший, должен уступать
- Когда ты уже повзрослеешь
- Ты уже взрослый
- Теперь ты большой
- Ну что ты как маленький?!
- Ты уже большой, как тебе не стыдно!
- А я то думала, что уже могу доверять тебе, как взрослому
- Ты что, маленький?
- Как хорошо, то ты у нас такое самостоятельный!
- Ты у нас главный
…можете предложить свои варианты.
⠀
Догадались, кто чаще всего получает такое Послание/Приказание?
Конечно, Старшие дети.
И появляется — Маленький Взрослый человек!
⠀
👉Как рассуждает такой Взрослый Малыш:
«Когда я веду себя как ребенок и удовлетворяю СВОИ потребности, я не оправдываю ожидания родителей и тогда, они меня не любят!
А когда я веду себя как взрослым, родители довольны и меня любят!»
⠀
👉Принятое Решение:
«Ребенком быть опасно! Я буду избегать всего детского! Я буду взрослым!»
⠀
👉Следствие решения «Отказ от беззаботного детства» — Сценарий Жизни: - Неумение и Запрет выражать свои эмоции
А мы помним, что сдерживание эмоций — прямой путь к психосоматике - Трудность при выполнении творческих задач, где требуется проявлять фантазию и креативность
- Сложности с получением удовольствия, проявлением радости, способностью развлекаться и веселиться
- Неспособность прислушиваться к своим желаниям, понимать, чего я хочу на самом деле, что нравится
- Дискомфорт при общении с детьми, нахождении в присутствии детей
- Стеснение при проявлении непосредственности и раскованности
- Гиперответственность
- Им часто бывает скучно, они не могут понять, зачем живут, работают
⠀
И что с этим делать?
⠀
Часть 4. Сценарии. Что делать?
«Сценарий заставляет человека выполнять желания других людей и игнорировать собственные желания..»
К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»⠀
В принятии на себя Ответственности за принятые решения есть очень большой ПЛЮС — возможность ОТМЕНИТЬ принятые решения и ПРИНЯТЬ новые!
⠀
Возможно, некоторые коллеги не согласятся с тем, что я напишу дальше.
⠀
Несмотря на то, что любая работа в терапии не обходится без родителей, я никогда не начинаю разговор о них первой. Инициатива всегда исходит от клиента. Благодаря своему рассказу «о проблеме» и моим вопросам, он сам придет к «историям из детства».
⠀
А еще я совсем не практикую «Прощение Родителей».
Как же много в инете советов, техник, рекомендаций как простить родителей, почему это важно и т.д…
А моя практика показывает (может мне везет), что в подавляющее большинстве случаев все поступки родителей, иногда почти ужасные, совершены, что бы защитить ребенка. Не обязательно прямо сейчас, а в будущей, взрослой жизни. Такие родители неумело, коряво, но защищают своего ребенка. Как могут. Как защищали их. Как их научили их родители, бабушки/дедушки…
⠀
И защищая своего ребенка, они контролируют его поведение, прописывают правила, по которым он должен жить, чувства, которые он может и не может чувствовать…родители прописывают сценарии жизни ребенка, его судьбу. А маленький человек неосознанно принимает решение жить жизнь по этому сценарию.
⠀
«Сценарий возникает в результате решения, принятого под давлением обстоятельств задолго до того возраста, в котором возможно принятие обдуманного решения.» — К. Штайнер — «Сценарии жизни людей»
⠀
А раз такое Решение — неосознанное и необдуманное — принимает сам маленький человек, то Взрослый, не обвиняя и не прощая родителей, берет ответственность за свою жизнь на себя, принимает новое ОБДУМАННОЕ решение и пишет новый сценарий своей жизни.
⠀
А для этого надо сделать несколько шагов.
Точнее для начала сделать самый первый шаг и прийти в кабинет психолога.
⠀
Сценарии есть у каждого из нас.
«Человек, живущий по сценарию, страдает от него, так как сценарий ограничивает реализацию его потенциала.» — К. Штайнер —
⠀
Найти свой собственный сценарий самому очень непросто. Так работает, «защищая» человека от любых изменений, психика.
И человек, «бегает по одному и тому же кругу», не замечая, что наступает на одни и те же грабли. И не может: построить отношения, заработать денег, перестать болеть, выстроить карьеру, обрести свое жилье, родить ребенка…
⠀
Поможет ему увидеть и переписать «ограничивающий сценарий» психолог.
Для этого у специалиста есть «инструменты».
И у меня есть. У меня есть отличный, интересный…и даже захватывающий «инструмент».
Часть 5. Сценарии. Инструменты.

«Люди постоянно делают то, чего не хотят делать; идут туда, куда не хотят идти; участвуют в том, в чем не хотят участвовать, потому что боятся, что те, кого они спасают, обидятся, рассердятся и вообще не могут позаботиться о себе сами.»
К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»⠀
«Люди постоянно делают то, чего не хотят делать; идут туда, куда не хотят идти; участвуют в том, в чем не хотят участвовать, потому что боятся, что те, кого они спасают, обидятся, рассердятся и вообще не могут позаботиться о себе сами.»
К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»
⠀
Итак, вы решили сойти с «замкнутого круга» и перестать наступать на одни и те же грабли и пришли на встречу с психологом.
⠀
Сценарный анализ — один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.
⠀
Если вы решили сценарий переписать, то схема приблизительно такая👇
1″Разобраться» с родителями: они такие, какие есть и других у вас не будет. Поблагодарить их за то, что они дали ВСЕ что могли дать, а вы взяли ВСЕ, что могли взять.
2 Осознать свой сценарий и его сюжетные линии
3 Разобраться, когда и какое было принято Решение о таком Сценарии на основании родительских Посланий
4 Увидеть триггеры, которые его запускают, условия, при которых он разворачивается и набирает обороты
5 Разобраться, как этот сценарий проявляется во взрослой жизни
6 Принять НОВОЕ осознанное и обдуманное Решение
7 Начать действовать по Новому Сценарию и закрепить новые Паттерны (привычки) поведения.
⠀
И в моей практике все это проделать помогают Метафорические Карты «Приказания и Решения».
Именно они помогут получить ответы на все вопросы от пункта 2️⃣ до пункта 5️⃣‼️ Работа с этой колодой интересная и даже, захватывающая и очень глубокая. Проходит такая работа легко, но дает отличный результат.
⠀
Произойдет ли изменение быстро и просто?
Может и огорчу, но нет. Вырабатывание и закрепление новых паттернов требует времени, что бы новый Сценарий стал привычным и уверено заменил старый.
⠀
А начать можно с того, чтобы задать себе вопросы:
❓Нравится ли мне моя жизнь сейчас
❓Хочу ли я видеть то же самое через год, 5, 10 лет
Если ответ отрицательный — добро пожаловать в терапию, как на САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ к изменения🙏.
Часть 6. Сценарии. Мой сценарий
«Я ждал годы, что моя жизнь изменится, но сейчас я знаю, что это она ждала, когда изменюсь я» Фабио Воло — Итальянский певец, диджей, писатель, актёр, сценарист, телеведущий
Как я уже писала, сценарии есть в жизни каждого из нас.
И я не исключение.
⠀
Рассажу вам о своем сценарии.
А еще покажу, как работа со сценарием происходит с помощью метафорических карт «Приказания и Решения».
⠀
Но с начала, повторю еще раз, что в большинстве случаев наши родители всеми своими действиями и словами от чего-то нас стараются защитить, уберечь, предостеречь.
И моя мама не исключение. Мама была искренне убеждена, что она лучше знает, как лучше…для меня. А ведь для дочки нужно желать самого лучшего!
⠀
Как может звучать «родительское предписание» в таком случае:

- много будешь знать, скоро состаришься
- думать вредно
- что тут думать — делай, как нужно
- делай, как тебе говорят
- подумай лучше о том, что я тебе сказала
- тебе об этом вообще лучше не думать
- даже и не думай об этом…
- не думай, просто сделай, как я говорю
- ты откуда такой умный взялся?
- нашёлся тут умник…
- твоё мнение никого не интересует
- тебя не спрашивают!
- думаешь, что все знаешь?
- думаешь, самый умный?
- вот правильно, молодец, что со мной согласен
- не умничай
⠀
В случае моей мамы это звучало так
👉: «Больно ты умная, как я посмотрю!»
Принятое мной Решение:
👉»Когда я «умничаю» мама мной недовольна! Я не должна думать о сложных проблемах! И не должна сама решать! Нужно слушать маму (взрослого) и делать, как скажут! Как мне делать я буду спрашивать других!»
⠀
Последствие решения
👉Склонность к необдуманным импульсивным поступкам
Сложность и нерешительность в принятии решений
Ожидание решений от других, перекладывание ответственности
⠀
Как отразилось во взрослой жизни:

👉Отказалась от поступления в тот ВУЗ, в который хотела
Сложно сепарировалась от родителей
Сложности в семейной жизни, поскольку не умела строить отношения «Взрослый-Взрослый»
Недоверия свои мыслям и чувствам, зависимость от других людей Страх перед публичными выступлениями
Страх перемен

⠀
Как решала вопрос:
👉Работа с психологом

Самоценность, доверие к себе, взятие ответственности за свою жизнь, самоуважение.

⠀
На картинках расклад карт с пояснениями☝️
⠀
Хочу отметить, что это МОЙ расклад.
Метафорические…они же Ассоциативные карты…а значит у каждого свои ассоциации, свои мысли и чувства!

Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.