сценарий жизнь
Новости

Сценарии жизни. Рассказ в 6 частях.

Сценарии жизни с соавторами.

сценарий жизнь

«В жизни каждого есть элементы разных сценариев жизни, но проявляются они в разной степени. Вместе с тем у каждого есть шанс преодолеть родительские запреты и предписания, и изменить свое решение, которое когда-то ограничило его способность любить, способность полностью переживать ощущения своего тела и способность эффективно взаимодействовать с миром, то есть освободиться от власти вредоносного сценария.»

К. Штайнер «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»

Часть 1 Сценарии. Послание родителей

О чем это я❓
Только появившись на свет, маленький человек, начинает писать «сценарии своей жизни».
И сценарий этот будет написан по всем законам жанра: завязка-кульминация-развязка. Ребенок, как автор сценария, определяет свою роль, выбирает героев и злодеев, «придумывает» как он проживет свой сценарий и выбирает финал.

Вы не поверите, что Сценарий полностью написан ребенком к 7 годам.
И он сам принял все решения. Он сам!

Но у него были «соавторы«.
Соавторы — это родители и другие значимые взрослые!

Эти соавторы, с самого рождения ребенка, передают ему «Послания»: запреты, приказания, предписания, разрешения. А ребенок САМ, в ответ на эти послания, принимает Решения.
Важно, это СОБСТВЕННЫЕ решения Ребенка.
И не надо перекладывать ответственность за эти решения на своих родителей.

И в принятии на себя Ответственности за принятые решения есть очень большой ПЛЮС!

Часть 2 Сценарии. Невербальное послание

«Сценарное решение – это изменение ребенком своих ожиданий в соответствии с реальностью.»

К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»

Расскажу на конкретных примерах, как работают Родительские Послания.

✅ Невербальные послания
Пока ребенок совсем маленький и не владеет речью, он ориентирован на невербальные родительские сообщения: мимику, интонацию, прикосновения. Ребенок отслеживает эти невербальные сигналы родителей, интерпретирует их и делает свои первые выводы о себе, о других людях, о мире в целом. И на основе этих выводов принимает свои первые решения — сценарные решения своей жизни.

📍Пример:
Сказать о своих потребностях младенец не может. Единственная для него возможность дать понять о своих надобностях – это беспокойство, и при необходимости – плач.
Первый год жизни ребенка – это устанавливающий период для возникновения чувства доверия к жизни, к родителям, к самому себе.
Когда уход за ребенком чуткий и внимательный, доведение его до стресса не допускается, он узнает, что мир является заслуживающим доверия местом, и что он сам – это явный позитив в этом мире.

✔️Ребенок плачет.
Мама, исключительно из благих намерений — выработать в ребенке самостоятельность (например, самостоятельное засыпание) — не реагирует детский плач.
А на самом деле мама игнорирует его потребность в безопасности!
👉Невербальное ПОСЛАНИЕ, которое таким образом получает младенец от мамы: «Ты не заслуживаешь внимания! Помощи не жди!»
👉Решение, которое принимает ребенок: «Мир опасен! Помощи ждать не откуда! Я никому не нужен!»
👉Сценарии жизни:

  • кричать очень громко, что бы тебя услышали
  • не доверять миру
  • повышенная тревожность
  • неуверенность в себе
  • жалость к себе
  • запрет на выражение негативных эмоций
  • аутоагрессия — саморазрушительное поведение
  • не просить помощи
  • проблемы со здоровьем — дыхательная система -Астма

    👉Как проявляется во взрослой жизни:
    -трудности с установлением контакта, доверительных отношений, проявлением искренности, самораскрытием, дружбой, одиночество.

Часть 3 Сценарии. Вербальные послания

сценарий жизнь

«Сценарий возникает в результате решения, принятого под давлением обстоятельств задолго до того возраста, в котором возможно принятие обдуманного решения.»

К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»

Итак, примеры вербальных посланий наших родителей.

Самое распространенное в моей практике Родительское послание звучит так:
«НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ»

сценарий жизнь


Варианты:

  • Ты ведь старший и должен вести себя подобающим образом
  • Ты старший, должен уступать
  • Когда ты уже повзрослеешь
  • Ты уже взрослый
  • Теперь ты большой
  • Ну что ты как маленький?!
  • Ты уже большой, как тебе не стыдно!
  • А я то думала, что уже могу доверять тебе, как взрослому
  • Ты что, маленький?
  • Как хорошо, то ты у нас такое самостоятельный!
  • Ты у нас главный
    …можете предложить свои варианты.

    Догадались, кто чаще всего получает такое Послание/Приказание?
    Конечно, Старшие дети.
    И появляется — Маленький Взрослый человек!

    👉Как рассуждает такой Взрослый Малыш:
    «Когда я веду себя как ребенок и удовлетворяю СВОИ потребности, я не оправдываю ожидания родителей и тогда, они меня не любят!
    А когда я веду себя как взрослым, родители довольны и меня любят!»

    👉Принятое Решение:
    «Ребенком быть опасно! Я буду избегать всего детского! Я буду взрослым!»

    👉Следствие решения «Отказ от беззаботного детства» — Сценарий Жизни:
  • Неумение и Запрет выражать свои эмоции
    А мы помним, что сдерживание эмоций — прямой путь к психосоматике
  • Трудность при выполнении творческих задач, где требуется проявлять фантазию и креативность
  • Сложности с получением удовольствия, проявлением радости, способностью развлекаться и веселиться
  • Неспособность прислушиваться к своим желаниям, понимать, чего я хочу на самом деле, что нравится
  • Дискомфорт при общении с детьми, нахождении в присутствии детей
  • Стеснение при проявлении непосредственности и раскованности
  • Гиперответственность
  • Им часто бывает скучно, они не могут понять, зачем живут, работают

    И что с этим делать?

Часть 4. Сценарии. Что делать?

«Сценарий заставляет человека выполнять желания других людей и игнорировать собственные желания..»

К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»⠀

В принятии на себя Ответственности за принятые решения есть очень большой ПЛЮС — возможность ОТМЕНИТЬ принятые решения и ПРИНЯТЬ новые!

Возможно, некоторые коллеги не согласятся с тем, что я напишу дальше.

Несмотря на то, что любая работа в терапии не обходится без родителей, я никогда не начинаю разговор о них первой. Инициатива всегда исходит от клиента. Благодаря своему рассказу «о проблеме» и моим вопросам, он сам придет к «историям из детства».

А еще я совсем не практикую «Прощение Родителей».
Как же много в инете советов, техник, рекомендаций как простить родителей, почему это важно и т.д…
А моя практика показывает (может мне везет), что в подавляющее большинстве случаев все поступки родителей, иногда почти ужасные, совершены, что бы защитить ребенка. Не обязательно прямо сейчас, а в будущей, взрослой жизни. Такие родители неумело, коряво, но защищают своего ребенка. Как могут. Как защищали их. Как их научили их родители, бабушки/дедушки…

И защищая своего ребенка, они контролируют его поведение, прописывают правила, по которым он должен жить, чувства, которые он может и не может чувствовать…родители прописывают сценарии жизни ребенка, его судьбу. А маленький человек неосознанно принимает решение жить жизнь по этому сценарию.

«Сценарий возникает в результате решения, принятого под давлением обстоятельств задолго до того возраста, в котором возможно принятие обдуманного решения.» — К. Штайнер — «Сценарии жизни людей»

А раз такое Решение — неосознанное и необдуманное — принимает сам маленький человек, то Взрослый, не обвиняя и не прощая родителей, берет ответственность за свою жизнь на себя, принимает новое ОБДУМАННОЕ решение и пишет новый сценарий своей жизни.

А для этого надо сделать несколько шагов.
Точнее для начала сделать самый первый шаг и прийти в кабинет психолога.

Сценарии есть у каждого из нас.
«Человек, живущий по сценарию, страдает от него, так как сценарий ограничивает реализацию его потенциала.» — К. Штайнер —

Найти свой собственный сценарий самому очень непросто. Так работает, «защищая» человека от любых изменений, психика.
И человек, «бегает по одному и тому же кругу», не замечая, что наступает на одни и те же грабли. И не может: построить отношения, заработать денег, перестать болеть, выстроить карьеру, обрести свое жилье, родить ребенка…

Поможет ему увидеть и переписать «ограничивающий сценарий» психолог.
Для этого у специалиста есть «инструменты».
И у меня есть. У меня есть отличный, интересный…и даже захватывающий «инструмент».

Часть 5. Сценарии. Инструменты.

сценарии

«Люди постоянно делают то, чего не хотят делать; идут туда, куда не хотят идти; участвуют в том, в чем не хотят участвовать, потому что боятся, что те, кого они спасают, обидятся, рассердятся и вообще не могут позаботиться о себе сами.»

К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»⠀

«Люди постоянно делают то, чего не хотят делать; идут туда, куда не хотят идти; участвуют в том, в чем не хотят участвовать, потому что боятся, что те, кого они спасают, обидятся, рассердятся и вообще не могут позаботиться о себе сами.»

К. Штайнер — «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»

Итак, вы решили сойти с «замкнутого круга» и перестать наступать на одни и те же грабли и пришли на встречу с психологом.

Сценарный анализ — один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Если вы решили сценарий переписать, то схема приблизительно такая👇
1″Разобраться» с родителями: они такие, какие есть и других у вас не будет. Поблагодарить их за то, что они дали ВСЕ что могли дать, а вы взяли ВСЕ, что могли взять.
2 Осознать свой сценарий и его сюжетные линии
3 Разобраться, когда и какое было принято Решение о таком Сценарии на основании родительских Посланий
4 Увидеть триггеры, которые его запускают, условия, при которых он разворачивается и набирает обороты
5 Разобраться, как этот сценарий проявляется во взрослой жизни
6 Принять НОВОЕ осознанное и обдуманное Решение
7 Начать действовать по Новому Сценарию и закрепить новые Паттерны (привычки) поведения.

И в моей практике все это проделать помогают Метафорические Карты «Приказания и Решения».
Именно они помогут получить ответы на все вопросы от пункта 2️⃣ до пункта 5️⃣‼️ Работа с этой колодой интересная и даже, захватывающая и очень глубокая. Проходит такая работа легко, но дает отличный результат.

Произойдет ли изменение быстро и просто?
Может и огорчу, но нет. Вырабатывание и закрепление новых паттернов требует времени, что бы новый Сценарий стал привычным и уверено заменил старый.

А начать можно с того, чтобы задать себе вопросы:
❓Нравится ли мне моя жизнь сейчас
❓Хочу ли я видеть то же самое через год, 5, 10 лет
Если ответ отрицательный — добро пожаловать в терапию, как на САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ к изменения🙏.

Часть 6. Сценарии. Мой сценарий

«Я ждал годы, что моя жизнь изменится, но сейчас я знаю, что это она ждала, когда изменюсь я» Фабио Воло — Итальянский певец, диджей, писатель, актёр, сценарист, телеведущий

Как я уже писала, сценарии есть в жизни каждого из нас.
И я не исключение.

Рассажу вам о своем сценарии.
А еще покажу, как работа со сценарием происходит с помощью метафорических карт «Приказания и Решения».

Но с начала, повторю еще раз, что в большинстве случаев наши родители всеми своими действиями и словами от чего-то нас стараются защитить, уберечь, предостеречь.
И моя мама не исключение. Мама была искренне убеждена, что она лучше знает, как лучше…для меня. А ведь для дочки нужно желать самого лучшего!

Как может звучать «родительское предписание» в таком случае:

сценарий жизнь
  • много будешь знать, скоро состаришься
  • думать вредно
  • что тут думать — делай, как нужно
  • делай, как тебе говорят
  • подумай лучше о том, что я тебе сказала
  • тебе об этом вообще лучше не думать
  • даже и не думай об этом…
  • не думай, просто сделай, как я говорю
  • ты откуда такой умный взялся?
  • нашёлся тут умник…
  • твоё мнение никого не интересует
  • тебя не спрашивают!
  • думаешь, что все знаешь?
  • думаешь, самый умный?
  • вот правильно, молодец, что со мной согласен
  • не умничай

    В случае моей мамы это звучало так
    👉: «Больно ты умная, как я посмотрю!»
    Принятое мной Решение:
    👉»Когда я «умничаю» мама мной недовольна! Я не должна думать о сложных проблемах! И не должна сама решать! Нужно слушать маму (взрослого) и делать, как скажут! Как мне делать я буду спрашивать других!»

    Последствие решения
    👉Склонность к необдуманным импульсивным поступкам
    Сложность и нерешительность в принятии решений
    Ожидание решений от других, перекладывание ответственности

    Как отразилось во взрослой жизни:
сценарий жизнь


👉Отказалась от поступления в тот ВУЗ, в который хотела
Сложно сепарировалась от родителей
Сложности в семейной жизни, поскольку не умела строить отношения «Взрослый-Взрослый»
Недоверия свои мыслям и чувствам, зависимость от других людей Страх перед публичными выступлениями
Страх перемен

сценарий жизнь



Как решала вопрос:
👉Работа с психологом

сценарий жизнь


Самоценность, доверие к себе, взятие ответственности за свою жизнь, самоуважение.

сценарий жизнь



На картинках расклад карт с пояснениями☝️

Хочу отметить, что это МОЙ расклад.
Метафорические…они же Ассоциативные карты…а значит у каждого свои ассоциации, свои мысли и чувства!

Медиация споров и конфликтов: -Помогаю решать конфликты -Победа без проигравших -Вместе найдем консенсус -Работаю лично и on-line

Добавить комментарий